×
Ваше имя
Как с Вами связаться
Текст сообщения
Приложить файлы

Как помочь ведущему бухгалтеру стать руководителем отдела

9 декабря 2022
Самая распространенная причина продвижения сотрудника до руководителя отдела — это его успех в роли специалиста-бухгалтера. Основанием для такого решения является предположение, что умение делать что-либо хорошо означает умение так же хорошо этим управлять.

С одной стороны, переход на эту должность открывает новые горизонты, с другой, создает и стресс. Проблема заключается в том, что сложно прекратить выполнять работу, которую вы, например, как бухгалтер, делали ранее. Поэтому вы, возможно, попытаетесь продолжить играть прежнюю роль, а не выполнять функции управления.

Такая проблема известна под названием «синдром менеджера-игрока». В работе руководителя присутствует определенная операционная составляющая, и ваши коллеги будут ожидать, что вы продолжите частично исполнять свои прежние обязанности, связанные с ведением учета.

Будучи руководителем отдела, вы продолжите свою операционную деятельность в качестве бухгалтера-специалиста, ведущего «своих» клиентов.

При переходе к работе руководителя важно учитывать, помогает или наносит ущерб вашей новой работе время, затраченное на выполнение операций в качестве бухгалтера-специалиста.

Перечислим возможные проблемы, возникающие при переходе от бухгалтера-специалиста к руководителю отдела, и советы, как их решить.

Как мне сохранить свои навыки бухгалтера -специалиста и не растерять их?

Вы можете поддерживать свои навыки через наставничество и обучение других людей, бухгалтеров в вашем отделе. Это поможет членам вашей команды-отдела развивать новые компетенции.

Как я смогу в одиночку справиться с управлением команды-отдела?

Передавайте подчиненным отдельные вопросы управления. Делитесь с ними, как устанавливаются цели, как вы их планируете, организуете и контролируете. Это будет взращивать в вашем отделе ценные навыки управления.

Мои подчиненные ожидают, что я останусь «одним из них».

Делитесь с подчиненными некоторыми мыслями относительно управления, а также планирования, координации и контроля. Вы внесете вклад в усилия всей команды и покажете свою вовлеченность в достижение общих целей.

Я чувствую себя комфортно и безопасно, когда сам делаю то, что хорошо знаю.

Это так, но выполняя задания, которые вполне может выполнить ваш персонал, вы лишаете его возможности приобретать опыт, а себя — новых навыков.

Зачастую работу проще и быстрее сделать самому, а не поручать ее кому-то, кто не сможет выполнить ее так же хорошо, как я.

Это верно для ситуации «здесь и сейчас». Но помощь другим с обучением приносит пользу в долгосрочной перспективе. Используйте любые возможности по обучению персонала, сотрудников вашего отдела и делайте это планомерно.

Я должен выполнять работу сам, потому что мне не хватает людей.

Когда возникнет внезапная нехватка персонала, вам, возможно, придется выполнять работу самому. В трудные времена, например, в пики отчетных периодов, ваши подчиненные будут нуждаться в вас, чтобы вы были главой и представителем вашего отдела, планировали рабочий процесс, и влияли на принимаемые за пределами отдела решения.

Я продолжаю быть бухгалтером-специалистом и, наряду с руководящими функциями, такая работа занимает существенный объем деятельности.

Да, вы руководитель и одновременно профессионал бухгалтерской специальности и вам приходится тратить на нее определенное время, но исполнительская работа зачастую проще и выгоднее, чем управленческая, и в ней меньше рисков. Однако вам необходимо сохранять разумный баланс, для чего вы должны уметь четко отделять производственную (бухгалтерскую) деятельность от управления.

От меня ждут активного участия в работе по управлению. Как мне показать руководителю, что я делаю?

Вы должны показать вашу заинтересованность в планировании и распределении ресурсов внутри отдела, влияние на мотивацию персонала и моральное состояние, способность эффективно управлять командой в дополнение к своей операционной работе.

В помощь руководителям отделов бухгалтерских фирм, Елена Мирзаева, руководитель отдела УСНО бухгалтерской фирмы СБК «Профит» делится опытом, как контролировать работу отдела и свести «серые зоны управления» к минимуму:
Елена Мирзаева
руководитель отдела УСНО бухгалтерской фирмы СБК «Профит»

Как было:

У меня многолетний опыт работы в аутсорсе. В отсутствие системы, объединяющей информацию по клиентам, я часто сталкивалась с ситуациями, когда из поля внимания ускользали сроки или формы по некоторым отчетам, нарушались контролирующие функции руководства. О не представленных в срок или ошибочно направленных отчетах, мы узнавали только после блокировки счета, а это крайне неприятная ситуация для клиента, не говоря уже о том, что происходила дискредитация бухгалтеров, как специалистов, да и бухфирма в целом несла репутационные потери.

Также бывали случаи, когда появлялся новый сотрудник и его приходилось контролировать, поскольку у него еще не было опыта работы в бухфирме. Выявлять его ошибки удавалось, как минимум, спустя отчетность, опять-таки «огребая» проблемы. Было очень много, как я их называю, «серых зон» управления.

Что сделали:

Теперь мои рабочие управленческие будни начинаются с входа в Мультибухгалтер, через который я осуществляю контроль за работой сотрудников. Окно-анонс, всплывающее при загрузке сайта, информирует меня о предстоящих отчетных датах по видам отчетов и сроках их сдачи в пределах 3 рабочих дней.



Далее я формирую график по отделу УСН, смотрю, по кому из клиентов нужно сдать конкретный анонсированный отчет или форму, спрашиваю у сотрудника, выполнено или нет, и какие сложности возникли при работе, если пока не исполнено. Напоминаю, что надо своевременно отметить исполнение в Мультибухгалтере для контроля за работой отдела.

В начале каждого месяца я провожу «планерку», обозначая отделу задачи на предстоящий период, их объем и последовательность выполнения. Обращаю внимание на моменты, которые не учтены в Мультибухгалтере, например, сдачу таможенной отчетности (она бывает спонтанна у клиентов и сроки ее передвигаются согласно графику таможни). Подчас в процессе работы всплывают какие-то внеплановые статистические отчеты (например, кому-то из клиентов пришло письмо о сдаче формы). В таких случаях я обращаю внимание сотрудников на то, чтобы они выявили своих клиентов, которые занимаются подобными видами деятельности, и уточнили в их отношении на сайте статистики все, что касается сдачи конкретного отчета. По таким дополнительным моментам я тоже ставлю задачу сотруднику в Мультибухгалтере.

Какой результат получили:

Через контроль при помощи Мультибухгалтера, я решаю сразу несколько задач по управлению работой отдела в аутсорсинговой фирме:
  • Мне легко мониторить объем работ и сроки их выполнения, от меня не ускользнет ни один отчет или форма, срок ее сдачи или уплаты.
  • Удобство графиков, позволяет мне сформировать данные как обобщенно по отделу, так и обособленно по каждому сотруднику. Теперь у меня есть полная картина нагрузки бухгалтера, его трудоспособности. Опираясь на это, мне, как руководителю, проще распределять работу по сотрудникам отдела.
  • Я легко выявляю «проблему на подлете», т.е. вижу невыполненную задачу, мобильно узнаю причину, оказываю содействие в решении. Соответственно, оперативность сотрудника возрастает, т.к. не накапливается «воз нерешенных проблем».
  • Сотрудник, понимая, что его работа в Мультибухгалтере «как на ладони», выполняет ее ответственно и в сжатые сроки.
© ООО «Мультибухгалтер», 2018—2024
Все торговые марки являются собственностью их правообладателей
Разработка сайта PBCdesign.ru